11

SOMA — идеальный триллер для тех, кто любит BioShock

SOMA — идеальный триллер для тех, кто любит BioShock

Обновлено:

Спустя несколько дней после старта я покончил с SOMA — и это, как верно заметил герой, был очень длинный день. Дюжина часов этого приключения пролетела, как один. Финал оказался логичным и прекрасным, хотя некоторыми вещами игра подкармливала, как выяснилось, попусту: часть повествования, которая неоднократно выдвигалась разработчиками вперед, оказалась интригой второго плана, что несколько обидно. В остальном — это замечательное вложение небольших по современным меркам денег в глубочайшую историю, которой и окутает вас SOMA.

Если в первую очередь вы любите именно сюжеты, а потом уже все остальное (да, по большей части здесь нужно ходить, таскать туда-сюда предметы и решать головоломки, как в квестах), то лучшей опции, чем SOMA, вы не найдете.

Оригинальный текст:

В перерывах между сессионными The Taken King и FIFA 16 хочется найти время на что-нибудь с сильным сюжетом и четким началом и концом — был бы такой претендент, а уж пару часов в сутки на него я где-нибудь наскребу. 22 сентября у Frictional Games (кирпичевысерательная Amnesia: The Dark Descent) без официального российского представителя, широкой рекламной кампании и даже без коробки — только в цифровых сервисах — вышла SOMA, научно-фантастический триллер, который делали будто бы специально для поклонников BioShock.

Спустя несколько месяцев после автокатастрофы главного героя Саймона продолжают мучать внутричерепные кровотечения. Чтобы избавиться от недуга, он отправляется в лабораторию, где какие-то мутные люди предлагают отсканировать образ его мозга, чтобы в дальнейшем бомбардировать его раздражителями и выяснить причину неприятностей. Саймон надевает специальный шлем, а сняв его через секунду, обнаруживает себя в окружении ржавых механизмов и поросших ракушками и какими-то щупальцами стен. Как вскоре выясняется, он находится на давно покинутой живыми людьми подводной станции, довольно массивной. Вокруг пустота, аварийное освещение и одна неисправность на другой, а редкие встречные представляют собой уродливых роботов, которые убеждены в том, что они люди. 

На этом строится половина ужаса: большая часть решений связана с тем, чтобы сначала пообщаться с каким-нибудь двуногим ведром, убедиться в том, что оно на полном серьезе считает себя личностью и видит свои руки и ноги (хотя во все стороны торчат пассатижи-манипуляторы), а затем отключить его от системы жизнеобеспечения и под душераздирающие крики о помощи удалиться в дверь, которую таким образом удалось открыть. Не то чтобы герои SOMA вызывали сочувствие, но задуманный разработчиками контраст справляется с поставленной задачей. Роботы, населяющие станцию, не андрогинны — вместо головы у них монитор или камера, вместо тела — какое-то корыто с проводами и электроникой — но после каждого диалога понимаешь, что они и не очень в курсе своего состояния и, кажется, могут не только мыслить, но и чувствовать. Мозгом понимаешь, что это даже не убийство, а скорее выдергивание провода из розетки чуть ли не из сострадания к чьему-то заточенному в неправильную оболочку сознанию — труп оригинального носителя каждого разума, как правило, валяется неподалеку — и игра не оставляет выбора. Но, черт возьми, каждый раз делать это по-разному трудно — тем более, что в SOMA вообще нет типовых ситуаций, и столкновения с персонажами этого сумасшедшего мира происходят в непредсказуемой форме. 

Это не хоррор в привычном понимании термина — нет здесь ни скримеров, ни других характерных для жанра черт. Игра ведет себя непредсказуемым образом, хотя ничего особенного в плане механики не показывает — как и в недавних Everybody’s Gone To The Rapture или The Vanishing of Ethan Carter, большую часть времени вы занимаетесь тем, что колобродите по пустым коридорам, топчете океанское дно и иногда убегаете от кого-то очень рассерженного. Можно умереть. 

Постепенно раскрывая суть происходящего (ей-богу, даже один намек — уже серьезный спойлер, поэтому не будем), SOMA лишь поднимает градус интриги. Сидя перед экраном, вы ежечасно восклицаете: «ах, так вот оно что! Ну ничего себе» — и в итоге задуманная «пара часов в сутки» превращается в заплыв на четыре-пять, по итогам которого даже обидно отрываться от консоли и возвращаться в реальность (которая, как известно, не исчезает, когда мы перестаем о ней думать). Игра часто сохраняет прогресс, но плевать хотела на многие современные тенденции, включая пресловутую сессионность — где бы вы ни решили прерваться и встать с дивана, в случае с SOMA это всегда будет «на самом интересном месте». 

SOMA в продаже для PC (Steam, GOG) и PlayStation 4 с 22 сентября 2015 года. Переведены субтитры и интерфейсы внутриигровых систем; актерское озвучение оставлено в оригинале.

Также по теме