8

Еще одна причина сходить на десятый «Игромир»

Еще одна причина сходить на десятый «Игромир»

1 октября для представителей прессы, разработчиков, издателей и VIP-гостей стартует «Игромир» — а через день выставка откроет свои двери для всех, у кого есть деньги на билет. Я посещаю эту выставку с 2007 года, и могу сказать, что это отличный монитор развития как развлекательного бизнеса, так и интересов публики в России. 

«Игромир» 2007. Фото AG.ru

В 2007 году я работал в маленьком издательстве PlayTen Interactive — это была дочерняя фирма «Руссобита»; названия игр, которые издавала эта контора, сейчас уже мало кому что скажут. «Игромир» тогда базировался в 57-м павильоне ВВЦ, занимал приличную площадь на двух ярусах помещения, а центром тяжести всего действия был стенд «1С» — огромный желтый замок с грузовиком (по мотивам «Дальнобойщиков 3») в сердцевине. Толпы детей с родителями, чертов грохот и разрисованные синим боди-артом промо-модели Mass Effect в одних трусах-стрингах — главные воспоминания первого визита на крупнейшую игровую выставку в России и СНГ. 

В 2008 году я перешел в PR-отдел «1С», и сам встал к тому грузовику. К толпам и грохоту добавилась адская суета, таскание ящиков с дисками, бескрайнее море закулисного алкоголя и необходимость загораживать Дмитрия Юрьевича «Гоблина» от бешеных детей, готовых разорвать кумира на части («Санитары подземелий 2»!). Возле грузовика все время происходило самое интересное: ведущий постоянно что-то разыгрывал, а под его ногами происходил бешеный мош-пит — обалдевшие школьники прыгали друг на друга ради футболок, кепок и постеров, которые раз в несколько минут вылетали со сцены в зал. 

В самом зале приходилось всегда орать — разговаривать можно было только в ресторане в подвале, где все сидели пьяные — каждый издатель тогда полагал, что чем громче будет звук на его стенде, тем лучше. Самым экстремальным трюком была, конечно, прогулка где-нибудь между стендом «1С» и «Акеллы» — как правило, организаторы шоу на обеих точках забывали договориться и согласовать расписание, поэтому вся активность шла параллельно. Каждый «Игромир» заканчивался сорванным голосом и гудящей головой. Особенно когда работа на выставке происходила от имени издателя, и в павильон нужно было явиться самое позднее в 9:00, несмотря на то, что ты всего четыре часа назад синий выполз из номера GSC Game World. 

Потом все изменилось. «Игромир» переехал в «Крокус», «Дальнобойщики 3» вышли, грузовика больше нет, как нет и желтого замка; к игровой выставке примкнула гиковская Comic-Con. Выпускать в зал голых моделей стало немодно и даже стыдновато, а толпа теперь ломится к звездам сериалов HBO, а не к Гоблину. Лагерь сталкеров с бутафорским костром остался в теплых воспоминаниях — в камуфляже, противогазе и с пластмассовым автоматом раньше можно было, кажется, попасть на выставку бесплатно. 

Стенд Wargaming на «Игромире» 2014

Десятый, юбилейный «Игромир» — и второй Comic-Con, на котором будет столько важных звезд (Триша Хелфер из Battlestar Galactica!), что даже немного боязно за здоровье, ребра и обувь. В прошлом году я посетил только бизнес-день и, увидев фотографии собравшейся ради Миши Коллинза толпы, понял, что все сделал правильно. 

Сообщают, что основной интерес посетителей сейчас составляет присутствие популярных артистов — сам «Игромир», кажется, уже несколько утратил актуальность. Для прессы там слишком мало эксклюзива: например, Activision в этом году выставляет Black Ops 3, Skylanders, The Taken King и Guitar Hero Live — причем с пометкой «к сожалению, без интервью с разработчиками». Журналисты уже видели эти игры на Gamescom — и общались с их создателями. Для посетителей в GHL будет играть Александр Пушной. Для публики все это больше похоже в первую очередь на карнавал, чем на редкую возможность сыграть во что-то, что еще не скоро можно будет купить. Десять лет назад потребитель мыслил несколько иначе: интернет-то был не у всех, а теперь сами издатели и разработчики выпускают столько трейлеров, дневников и прочего медиа-мусора, что то первоначальное таинство «Игромира» закономерным образом утратило силу. Плюс, в этом году «Игромир» игнорируют крупные фигуры: например, Electronic Arts — может быть, потому, что бренды компании уверенно чувствуют себя на российском рынке, и выставочная поддержка им не нужна. 

Толпа на входе на «Игромир» 2014

Вместе с тем, приятно наблюдать за ростом и изменениями пользовательских интересов. Раньше типичным гостем «Игромира» был прыщавый потный подросток, который тыкал в голых дам пальцем, глупо ржал и просил друзей сфотографировать его с фигуристой стендисткой, неуверенно прилипая влажными дрожащими ладошками к девичьей талии. Сейчас зрелых посетителей все больше — как минимум потому, что возмужал тот самый подросток — и интересы его не ограничены «Дальнобойщиками», ему хочется увидеть, послушать и потрогать все, на что он смотрит через экран телевизора: игры, кино, комиксы, сериалы. В этом смысле «Игромир» с одной стороны обмельчал, с другой — сильно вырос и стал отвечать куда более широкому спектру потребительских запросов. 

Идти или нет? Сходите, если не были (кто был или очень хочет посмотреть на живого C3PO, тот уже сам все решил), но идите или в пятницу (отпрашивайтесь с работы, как угодно), или в выходные рано утром, занимайте очередь — потому что в середине дня экспозиция будет ломиться от желающих пощупать все, что можно пощупать. Возьмите воды, фотоаппарат и друзей, а маленьких детей лучше оставьте дома — во избежание. 

Триша Хелфер

Каждый год выставка бьет собственные рекорды по количеству посетителей и обрастает новыми аттракционами разного толка. Судя по успеху предприятия, у «Игромира»/Comic-Con есть все шансы прожить еще десять лет — и это интересно как минимум с краеведческой точки зрения. Потом вспомните ваш первый поход и сравните с самым свежим — увидите, как меняется российский рынок развлечений с обеих сторон прилавка.

 

Также по теме