24

Рецензия на PC-версию Pro Evolution Soccer 2016

Рецензия на PC-версию Pro Evolution Soccer 2016

Ноябрь 2005 года. Я вышел из метро и направился к любимой палатке с играми — как раз накопилась необходимая сумма для покупки диска с новой FIFA 2006. На прилавке заветной коробочки не оказалось — игра от ЕА всегда была нарасхват. Отчаявшись погрузиться с головой в мир виртуального футбола, я зацепился взглядом за слово «soccer» на одной из обложек. Внимательно прочитав все буковки и изучив скриншоты на обратной стороне CD-кейса, решился на покупку. Так я познакомился с великой игрой Pro Evolution Soccer 5. Интернета у меня в ту пору еще не было, поэтому российскую премьер-лигу пришлось воссоздавать вручную, благо встроенный редактор позволял. Потом были бессонные ночи (пока мамка не запалит) в Мастер Лиге и битвы в онлайн чемпионатах через Хамачи на протяжении нескольких последующих лет.

Чуть позже, немного устав от PES 5, я решил попробовать пропущенную классику — PES 3. О, это был новый мир. Вязкий, размеренный геймплей, важность каждого касания, великолепный ИИ и практически те же обширные возможности по настройке тактики и редактированию базы данных, что и в PES 5 стали отдушиной во времена застоя серии FIFA на ПК.

Когда KONAMI, анонсируя PES 2015 пару лет назад, заявили, что с переходом на новый движок хотят вернуться к истокам и возродить забытые традиции — думаю, именно эти ощущения они имели в виду. В прошлом году у японцев это сделать не удалось, но фундамент был заложен. Получив заслуженную критику и фидбэк от аудитории, Pro Evolution Soccer 2016 постарались сделать живее и играбельней. Получилось ли? Давайте разберемся.

По старой памяти, первым делом лезу в редактор — посмотреть, какие новые лица добавили, что в этот раз с лицензиями, и вообще, какие команды присутствуют в ростере. И что я вижу? В игре, обладающей лицензией на Лигу чемпионов и Лигу Европы, всего одна российская команда из пяти, пробившихся в основные сетки этих турниров — «Зенит». Ладно, посмотрим состав... Что? Рондон? Тимощук?? Аршавин (причем блондин)??? Не трудно догадаться, что ни о каких Дзюбе и Юсупове речи нет. Ну, думаю, ладно, забыли про никому не нужных русских, как там в других командах дела? Ничуть не лучше: Видаль и Тевез в «Юве», Ди Мария в «МЮ»... Логику вы поняли. Как можно выпускать игру с прошлогодними составами, когда трансферное окно закрылось две недели назад? Зато тут есть мощнейшие чемпионаты Аргентины и Чили. И куча непонятно кому нужных команд типа PES United, которые в Мастер Лиге еще и в еврокубки лезут.

В сборной России тоже все довольно печально: состав времен ЧМ-2014, а узнаются единицы — если в твердых игроках основы можно угадать реальных прототипов, то, например, Комбаров похож на твоего соседа, стреляющего мелочь у палатки с пивом, а Ребров, в жизни не отращивавший волосы длиннее пары сантиметров, выглядит как молодой Орландо Блум.

Все, смотреть на это больше не могу, выхожу в меню. Очень долгая загрузка, во время которой игра пытается «установить связь», видимо, с Адом, потому что спустя пару десятков секунд ожидания меня радостно встречает рабочий стол. Что же, попробуем еще раз! Заставка, еще одна заставка, множественные установки связи... Рабочий стол. Меня так просто не сломить! Я поиграю в тебя, как бы ты не сопротивлялась. С третьей попытки, несмотря на бесконечные экраны загрузки даже между страницами одного режима, мне удалось сыграть несколько матчей в myClub и примерно столько же в Мастер Лиге.

В myClub изменений не так много, но они довольно существенные. Игроки теперь имеют «уровень» и их скиллы растут от матча к матчу в зависимости от успешности их выступлений, почти как в Мастер Лиге.  Проверить, есть ли левел-кап, у меня не хватило терпения, поэтому существует вероятность спустя пару месяцев встретить ребят с 11-ю убийцами, прокачанными до 99-ти по всем показателям. Также теперь можно «превращать» не особо нужных футболистов в «тренеров» и улучшать ими остальных — чем больше общего (лига/команда/позиция/рабочая нога) у «тренера» и подопечного футболиста, тем больше пользы принесет эта «тренировка». Два главных минуса этого режима лично для меня: невозможность поставить камеры Fan View, Blimp или хотя бы Custom Wide (стандартные камеры слишком близкие, а мне хочется видеть, кто открывается впереди, и куда я отдаю пас) и слишком непродуманная система рекрутинга игроков. Я потратил всего несколько тысяч накопленных за время учебного матча «очков» (ачивменты, за которые их дают, теперь сыпятся без остановки — от удачного применения «рулетки» до хорошего паса), и в моей команде оказались Роналду, Пирло, Куарежма и еще пара среднестатистических звезд. В аналогичном режиме FIFA Ultimate Team таких игроков надо фармить довольно долго, либо заносить «реал». В PES 2016 они могут выпасть в первый же день, что сильно обесценивает всю прелесть этого процесса — вряд ли я один такой счастливчик.

В режиме Мастер Лиги произошли более глобальные изменения — наконец-то поменялся интерфейс и появилось много интересных фич. В разделе трансферов теперь есть скауты, которые будут просматривать и рекомендовать перспективных игроков. Правда, работает это немного странно — мой скаут сообщил, что нашел очень перспективного и талантливого парня, которого надо срочно брать, пока стоимость не подскочила. Смотрю, а там 31-летний Тевес, который хоть и провел замечательный сезон, но молодым и перспективным его явно не назовешь. Также в системе трансферов появилась возможность аренды с правом выкупа, да и в целом трансферный рынок стал бодрее. Другое важное новшество — Team Roles. Теперь многие футболисты получают некую классификацию, соответствующую их положению в команде: от подающих надежды до суперзвезд. Похожая система есть в Football Manager, но там от статуса игрока зависит, как часто он должен быть в составе, чтобы «не грустить». В PES 2016 эти «роли» дают определенные бонусы: наличие звезд в команде обеспечит высокие продажи атрибутики и улучшит отношения с фанатами и спонсорами, «долгожители» клуба способствуют быстрому развитию молодежи, а прирожденные лидеры, например, улучшат характеристики партнеров в важных матчах. Все это добавляет атмосферы и вариативности в построении вашего состава.

Еще одно приятное новшество — красивая и довольно разнообразная подача новостей

Теперь о самом главном — действе на поле. Первая новость со знаком «плюс» — в окне выбора состава наконец-то разделили чертой запасных и резервистов, что сэкономит много нервов и лишних нажатий на курки. В кат-сценах немного исправили проблемы с потерей детализации на достаточно близком от «камеры» расстоянии, к тому же вернули вступительные ролики перед матчами. Зрители на трибунах, правда, остались тем же стадом синхронно дергающихся болванчиков, да и в целом графика ПК-версии оставляет желать лучшего: футболисты здорово выглядят лишь при сильном приближении, а трехмерная трава появляется только в режиме «ручного» повтора. Кстати, автоматические повторы во время матча по прежнему ужасны — кадр часто не успевает за мячом, а ракурс и «зум» камеры далеки от идеала. Еще одно важное обновление — новый комментарий матча за авторством Питера Друри и Марко Хагеманна. Мужики постарались: слушать их приятно, а разнообразие фраз и оценок добавляют реалистичности происходящему. Например, в первом матче МЛ они обсуждали мои перспективы как главного тренера, не имеющего опыта работы на высшем уровне.

Что касается непосредственно геймплея — KONAMI учли свои ошибки, но исправили их не до конца. Управлению по-прежнему недостает отзывчивости, не хватает ощущения, что ты контролируешь футболиста с мячом. Игра скорее мешает тебе, нежели пытается помочь: игроки часто тупят, «не замечая» мяч, не успевают к очевидным пасам или тормозят при отборе. Более того, ИИ соперников также не блещет — защитники пассивно реагируют на приближающегося оппонента и разбегаются кто куда. Про вратарей вообще можно написать целый трактат: удары стали немного слабее, но все равно почти любой тычок в угол/мимо вратаря завершается голом. Играя все матчи на сложности Super Star (самый высокий) сопоставимыми по уровню командами, я пропустил всего один гол, и тот — навесом через выбежавшего вратаря: этот баг еще в прошлой части выводил из себя, потому что каждый выход один на один заканчивался одинаково точным чип-шотом противника. Этот факт меня особо расстроил, ведь раньше я любил PES в первую очередь за игру против «компьютера».

«Возьми мое сердце, возьми мою душу...»

Из хорошего: японцы поработали над коллизиями и теперь Роналду красиво падает после каждого столкновения, а потом сидит на газоне и машет в сторону рефери. Добавили возможность выбора празднования гола прямо после него, хотя многих это уже несколько лет раздражает в FIFA. Появилась динамическая смена погоды во время матча, но я эту прелесть за десяток проведенных игр не особо заметил. Отсутствие лицензий для владельцев PS4 теперь не беда — они смогут импортировать эмблемы и прочие изображения через редактор, прямо как в 2002-м. Владельцы ПК-версии по этому поводу не парятся и ждут модов от флагманов мирового PES-сообщества. Из плохого: излишне суровых ранее судей сделали котятами — теперь половину зацепов они пропускают, а за подкат сзади перед самой штрафной (соперник убегал один на один) я не получил даже желтой. Разница между игрой за мадридский «Реал» и какой-нибудь «Норфолк Сити» не чувствуется — Бэйла догоняет любой защитник, Месси не может обыграть один в один, а удары Ибры не отличаются от ударов арабских ноунеймов. Особенно хорошо это видно в режиме myClub — вам даются игроки первого уровня с рейтингом ~50-60, но постепенное добавление к ним звезд практически ничего не меняет.

Итог подведу такой: фанаты серии с 2008 года и люди, которым пришлась по душе PES 2015, будут довольны. Идиоты, которые будут играть во все, лишь бы не в ФИФУ — тоже. Остальным советую кропотливо изучить демо-версию (хотя бы у друзей) и проконсультироваться с лечащим врачом. Играйте в футбол!

Также по теме