«Сливовая Ракия»: Святослав Бочаров и Рустам Касумов играют в Warframe: Fortuna | Online

11

Почему «Ведьмак 3» — на самом деле игра будущего

Почему «Ведьмак 3» — на самом деле игра будущего

В текстах о третьем «Ведьмаке» пользуется популярностью следующий тезис: игра игнорирует реалии современности и рушит сегодняшние стереотипы, будто возвращая нас в те годы, когда «игры были другими и лучше». На самом деле, «Ведьмак» никуда вас не возвращает, а наоборот — подталкивает. В будущее, где хорошие игры будут такими, как она, а про все остальные вы рано или поздно забудете.

Вернитесь к The Order: 1886, которая вышла в начале этого года. Причиной воя аудитории по поводу этой игры стала ее сравнительно высокая цена и незначительная продолжительность. Кто-то — да и я — отбивался тезисами, что, мол, вы путаете цену с ценностью, и вообще на длинные игры время есть не у всех. Сейчас уже неважно, что там у «Ордена» было с сюжетом и продолжительностью, речь о том, что такие игры уже начиная с этой осени в принципе станут редкостью — и за 4000 рублей их вряд ли будут покупать. «Ну вот прошел я его, и что теперь мне делать, в Destiny обратно идти?» — спросил у меня Каныгин, когда сдал рецензию с «шестеркой». В тексте было ясно сказано: все очень красиво, но делать ничего нельзя, только стрелять, идти и смотреть, и все очень быстро заканчивается.

Когда вышла Diablo 3, в воздухе начал витать другой популярный тезис: это не игра, а сервис. Blizzard действительно уже много лет занимается разработкой платформ, которые рассчитаны на долгое пребывание в созданной среде — и Diablo 3, очевидно, далеко не первый шаг компании в этом направлении. Эта модель стала распространенной прежде всего среди игр с внутренней экономикой, привязанной к реальным деньгам пользователя: чем дольше человек будет играть, тем выше вероятность того, что он что-нибудь купит.

Визионерская мудрость CDP RED состоит в том, что в «Ведьмаке» сошлись вещи, ранее существовавшие исключительно порознь: сильная сюжетная составляющая без мультиплеера и совершенно не присущий этому сегменту рынка сервис.

Поляки добавляют новый контент в игру не потому, что они такие хорошие и добрые люди, а с тем, чтобы вы как можно дольше оставались в игре, интересовались происходящим в ней. Желательно видеть все изменения сразу: традиция внедрять контент, до которого нужно полдня скакать на коне, уже устарела. Степень мотивации к возвращению того, кто уже прошел игру, потратив на нее сотню часов, под вопросом. Это как подъем в гору — стоит остановиться и передышать, как дальше карабкаться уже нет сил.

Обновления, которые меняют игру «на лету» — доработка производительности, анимации — они для тех, кто все еще играет, а не прошел и поставил на полку. Тем, чей опыт игры обогащается прямо в процессе, будет проще продать будущие DLC, а затем и вообще какую-нибудь другую игру с новым названием. Плюс к этому, «Ведьмак» берет очень плавный темп, который купирует ощущение мучительного освоения «огромной игры, которую я не пройду никогда в жизни». Так и не надо торопиться.

Вероятно, это и есть будущее экономики игровых проектов: хиты будут не только продуктом для одноразовой продажи, но и станут сами генерировать прибыль, обслуживая игрока до тех пор, пока ему не надоест — или пока не выйдет новый хит с более крутым обслуживанием.

Такая конкуренция в стратегической перспективе оправдывает вложенные в игру средства: если вам важно удержать игрока, то будьте любезны постараться и сделать много по-настоящему разных заданий, диалогов, музыки и других элементов. Решающим этапом стал именно рубеж 2014 и 2015 годов. В прошлом году вышла масса игр с открытым миром, но большая их часть, при всей разнице в графике, сюжетах и персонажах, оказалась, извините, пустой дрочкой. «Мы добавили фото-режим!» — кричат разработчики Shadow of Mordor. Спасибо.

Трудности кросс-платформы: тот самый случай, когда консоли седьмого поколения действительно замедлили некоторые процессы — но случай абсолютно закономерный и ожидаемый.

Распространенная точка зрения о том, что современные приставки позволили выпускать недоделанные игры, которые потом допиливаются патчами, имеет право на существование лишь отчасти. Основная ценность нынешнего положения дел и технологий поставки видеоигр в ваш дом заключается в том, что современные приставки позволили разработчикам делать хорошие игры — еще лучше. Тот, кто имеет привычку выпускать брак, вскоре начнет страдать в деньгах — этот риск обусловил Steam, когда позволил пользователям требовать денег за неработающие игры, и Batman: Arkham Knight, когда ушел со стимовских же полок.

Цифровая версия Hitman выйдет в декабре — и сразу же начнет обогащаться дополнительным контентом, совсем уже не как предыдущие части. Doom мотивирует игроков многопользовательскими режимами и редактором карт — курс на работу с активным коммьюнити. Про строительство жилищ и их оборону в однопользовательской Fallout 4 хочется спросить «Зачем?», а все затем же — чтобы вы подольше в нее поиграли и созрели к покупке чего-нибудь еще крутого.

Из игр, которые вышли в прошлом году, такой дальновидностью может похвастаться только одна — Destiny, которая оправдывает круговые упражнения тем, что в них участвуют живые люди, и одни и те же битвы всегда проходят по-разному. В 2015, кроме «Ведьмака», пока тоже одна — Bloodborne. Там зачистка города от чудищ не надоедает по другой — кстати, уникальной — причине: вы постоянно соревнуетесь с сами собой и со временем играете все лучше и лучше.

В этой ситуации больше всех, конечно, жалко людей, которые ныли по поводу необходимости держать консоль в постоянном подключении к интернету — в глуши скоро играть станет практически не во что.

Также по теме