1

Что ждет Nintendo после смерти Сатору Иваты?

Что ждет Nintendo после смерти Сатору Иваты?

Вчера стало известно, что в возрасте 55 лет скончался президент Nintendo Сатору Ивата. Эта грустная новость не только на один день сплотила всю игровую индутрию, но и заставила задуматься о том, что ждет компанию, которую господин Ивата возглавлял 13 лет.

Чтобы понять это, для начала взглянем на послужной список Иваты. С 1983 по 2000 год он работал в компании HAL Laboratories и приложил руку к таким играм, как Balloon Fight и серии Kirby. Он также помогал Сигесато Итою в работе над культовой Earthbound и разработал систему программной компрессии текста для Pokemon Gold and Silver, без которой эти игры не поместились бы на картридж для Game Boy.

Президентом Nintendo господин Ивата стал в 2002 году, в непростое для компании время. Только-только вышедшая GameCube конкурировала не только с первой Xbox, но и с Playstation 2, которая впоследствии стала самой продаваемой консолью в мире. Но Ивата оказался не только хорошим разработчиком, но и дальновидным менеджером. Под его руководством компания не только не пошла ко дну, но и превратила видеоигры в развлечение для всей семьи. 

Благодаря Nintendo 3DS геймеры, зачастую сидящие затворниками дома, получили возможность встречаться и общаться с владельцами таких же консолей благодаря функции Street Pass. Даже в России так называемые стритпасовки сплотили разрозненную аудиторию консолей Nintendo. При Ивате компания решилась на серьезные эксперименты, которые принесли плоды. И все же Wii U доказывает, что не все эксперименты бывают успешными.

Но хватит о железе. Ивата также стал первым по-настоящему публичным президентом Nintendo. С появлением Nintendo Direct его имя узнал каждый поклонник видеоигр, а компания стала ассоциироваться с его персоной, как Apple ассоциируется с именем Стива Джобса.

Но и это время прошло. Презентация Nintendo на Е3 2015 оказалась слабой, линейка анонсированных игр — невнятной; Metroid Prime: Federation Force игроки вообще требуют отменить. Последнее публичное выступление Иваты было посвящено этой презентации. Он принес извинения за то, что не оправдал надежды игроков и представил такие спорные анонсы. Но сейчас, когда его не стало, начинаешь осмысливать это выступление иначе. Нелегко думать, что человек, который на протяжении многих лет дарил столько счастливых моментов игрокам по всему миру, ушел с чувством вины за то, что незадолго до своей кончины провел провальную презентацию.


​​

Что изменится с уходом Иваты? Сейчас во главе компании временно стоит тандем из небезызвестного Сигэру Миямото и менее именитого Гэнъо Такеды. Это люди, благодаря которым Nintendo славится отличными играми и благодаря которым она все еще находится на плаву. Миямото уже заявил, что в краткосрочной перспективе компания будет придерживаться стратегии, разработанной при жизни Иваты: проекты на ближайшие пару лет уже расписаны, а работа над новой консолью NX уже идет полным ходом. Плюс соглашение с DeNA о выпуске мобильных игр. Например Pokemon Shuffle, которая прекрасно зарекомендовала себя на 3DS, завоюет еще больше поклонников на смартфонах.

Хочется надеяться, что новое руководство будет смотреть не только вперед, но и по сторонам. Долгое игнорирование интернет-сервисов привело к тому, что сейчас у 3DS и Wii U самый слабый на рынке набор сетевых функций. Nintendo стоит позаимствовать у конкурентов систему достижений и, возможно, интегрировать ее с уже существующей системой play coins для 3DS; это откроет новый мир небольших, но приятных дополнений для игр — см. те же пазлы или шапки в Street Pass Plaza на 3DS. Хотелось бы, чтобы Nintendo освоила и такую вещь, как cross-buy. Мало того, что некоторые скачиваемые игры на консолях от Nintendo стоят дороже, чем у конкурентов (типичный пример — Shovel Knight для 3DS за 1200 рублей), так их еще и необходимо покупать дважды для портативной и домашней системы. И если это еще можно простить современным проектам, то продавать так классику из Virtual Console — перебор. Надеюсь, что этот минимум Nintendo реализует хотя бы на грядущей NX.

Но самое главное, чтобы при новом руководстве Nintendo оставалась верной себе в том, что сделало ее одной из крупнейших японских компаний. Чтобы она всегда уделяла максимум внимания качеству своей продукции — ведь хардкорная аудитория покупает консоли Nintendo ради великолепных first-party игр, а не мультиплатформы. Чтобы компания не боялась экспериментов — ведь именно они приводили Nintendo к успеху, что в 80-х, что в нулевых. И чтобы новый президент компании, как и господин Ивата, мог сказать: «Пусть на визитке я президент компании, но в душе я геймер».

Также по теме