1

Deus Ex — 15 лет: как одна игра предсказала будущее

Deus Ex — 15 лет: как одна игра предсказала будущее

22 июня 2000 года в США состоялся релиз Deus Ex — ролевого шутера о мире будущего, в котором правительственный агент Джей Си Дентон распутывал заговор международных тайных обществ. Многие картины, рисуемые игрой студии Ion Storm, оказались пророческими: 15 лет спустя после ее выхода фантазии разработчиков стали реальностью. Мы разобрались, какие именно прогнозы Deus Ex были точными.

Социальное неравенство

Deus Ex показывает общество с большим расслоением между бедными и богатыми. В мире игры неравенство проявляется не только в экономическом плане, но и в физическом: обеспеченные люди могут позволить себе дорогие вакцины и импланты. Здесь Deus Ex не стала пророческой, ее создатели опирались на известные факты — экономическое неравенство растет в США с 1970-х годов. В конце 2013 года президент Обама признал его одной из главных проблем страны. Отметим, что эта проблема характерна не только для США и России, но и для скандинавских стран, считающихся эгалитарными. К слову о расслоении: в начале игры один из лидеров террористов общается с главным героем Дентоном чуть ли не цитатами с плакатов Occupy Wall Street.

Технологии

Искусственные импланты и протезы, дающие Дентону невероятные способности, стали не только центром игровой механики Deus Ex, но и одной из самых интересных отраслей технологического прогресса за 15 лет. Если в 2000 году игра казалась чистой фантастикой, то сейчас — весьма точным прогнозом будущего. Импланты помогают слепым обрести зрение, а глухим — слух; искусственные руки и ноги передают тактильные ощущения. Новости о прорывах ученых в этой области появляются еженедельно.

В мире Deus Ex продвинутые импланты могут себе позволить немногие — это дорогое удовольствие, разделяющее бедных и богатых. В реальности наблюдается схожая ситуация, но по иным причинам: технологии неразвиты и очень ограничены, о массовом производстве пока нет и речи. Сейчас использование подобных имплантов  — экспериментальная медицинская практика, нежели повседневное явление, но к 2052 году (когда происходят события Deus Ex) эта отрасль станет массовой.

Терроризм и война

Известный факт о Deus Ex: на горизонте игрового Нью-Йорка нет силуэтов Башен-близнецов — игра, напомним, вышла за 15 месяцев до терактов 11 сентября. Разработчики игры убрали их из-за ограничений памяти, но объяснили произошедшее террористической атакой.

Но тема терроризма была развита в Deus Ex глубже простых совпадений и технических вопросов. Еще до президентства Буша-младшего игра показала, что в войне будущего побеждает тот, кто делает наиболее впечатляющую «картинку» для ТВ. Поэтому террористы в игре не просто уничтожают людей, а захватывают статую Свободы. Поэтому спустя 15 лет в новостных передачах сложно отличать факты от пропаганды, а интернет стал полем битвы «диванных» войск. Реальность перестает иметь значение — важна только призма, через которую она подается публике.

Deus Ex также показала, как работает дегуманизация врага в условиях конфликта. Сторонники группировки NSF показаны в игре кровожадными убийцами, которых нужно уничтожать (об этом постоянно говорят работодатели Дентона — UNATCO), но при личной встрече с ними герой понимает, что у них есть веские мотивы противостоять государству. Современные политические и военные конфликты работают схожим образом: в прошлом году во время украинского кризиса противоборствующие стороны быстро навесили друг на друга ярлыки «укропов» и «колорадов».

Социальные сети и тотальная слежка

«Когда государственная слежка и запугивание называются «свободой от терроризма» или «освобождением от преступности», слово «свобода» теряет значение»

В особняке иллюминатов Дентон находит компьютер, управляемый искусственным интеллектом Morpheus. Тот утверждает, что может рассказать о каждом гражданине США по информации, которую тот самостоятельно оставляет в сети. Дентон говорит, что ни один разумный человек не будет так опрометчиво вести себя в интернете, но Morpheus только смеется над ним. Еще до Facebook, Twitter, Instagram и других сервисов Deus Ex предсказала то, как мы будем вести себя в онлайне. Сегодня мы сами с радостью рассказываем о себе в сети, зачастую не понимая, что информацию о нас могут увидеть и люди, с которой мы не хотели бы ей делиться.

Впрочем, личные данные не всегда попадают сторонним людям по нашей воле. 6 июня 2013 года газеты Washington Post и The Guardian опубликовали информацию о программе разведки PRISM, благодаря которой Агентство национальной безопасноти США перехватывало и записывало телефонные разговоры, электронные сообщения и записи о местонахождении и передвижениях владельцев мобильных телефонов по всему миру. Компании Microsoft, Google, Facebook, Skype, Apple и другие были вынуждены сотрудничать с АНБ по решению суда. Эдвард Сноуден, сотрудник АНБ, раскрывший информацию о PRISM, был вынужден бежать в Гонконг и впоследствии в Россию.

Читайте дальше: почему Deus Ex: Mankind Divided — одна из главных игр будущего

Также по теме